Конспект занятия по развитию моторики и познавательных способностей у детей ОВЗ с применением песочной терапии.
18 апреля 2018
Тема: «Морские и речные обитатели»
Цель: развитие психических процессов, укрепление моторики обеих рук
Задачи: развитие воображения, мышления, зрительно-моторной координации; произвольного внимания; точных движений пальцев обеих рук; регулирование психофизического состояния.
Оборудование: песочница, игрушка черепаха, магнитофон, диск с записью шума моря, набор мелких игрушек для песка.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Психологический настрой:
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть
Можно встречу начинать.
«Посмотрите ребята, кто пришел сегодня к нам в гости. Это черепаха и зовут её Даша.
Я для вас подготовила стихотворение про черепашку, давайте его вместе выучим.
Шагает Черепашка:
Весёлая мордашка,
Из панциря рубашка.
Куда она спешит?
Она шагает к морю,
Чтоб спрятаться от зноя,
Спешит к волне, прибою –
В воде морской остыть.
Давайте повторим, где живут черепахи? Правильно дети черепахи живут в море.
Вспомните, каких еще вы знаете морских обитателей? Кто живет в море? А кто из них живет в речке? Посмотрите, у нас в группе стоит один необычный стол, давайте подойдем к нему. На что он похож, ребята? Да, синяя поверхность стола похожа на море, в котором живет черепаха. А кроме моря еще здесь есть и река. Чем отличается море от реки? (Дети отвечают, что река узкая и длинная, а море широкое). Посмотрите, у меня есть фигурки рыбок, давайте поселим этих рыбок в море и речку».
Дидактическая игра «Кто живёт в море, а кто в реке?»
Каждый ребенок выбирает несколько фигурок морских животных и речных рыб. Им необходимо выбрать, куда поселить выбранные фигурки в море или в речку. После выполнения задания дети считают, сколько получилось морских животных и рыб и называют тех рыб и животных, которых они выбрали. (Перемешанные фигурки осьминога, сома, дельфина, окуня, щуки, морской звезды, карася, черепахи).
«А могут ли морские и речные жители жить в грязном водоеме? Нет, конечно. Им это не понравится, поэтому мы все должны заботиться о животных земли и воды – не засорять природу, убирать за собой мусор»
«А теперь давайте нарисуем пальчиками на песке тех морских обитателей, которых мы сейчас вспомнили. Наши ручки будут много трудиться, нам надо их разогреть, сделаем массаж». (Массаж и разогрев кистей, пальчиков рук.)
Упражнение «Моем руки»
- «открываем кран» - движения выполняются поочередно кистью то правой руки, то левой руки, имитирующей откручивание крана;
- «подставляем руки под воду» - потирающие движения выполняются сложенными ладонями;
- «намыливаем руки мылом» - поглаживающие движения кистью правой руки кисти левой руки, затем наоборот;
- «намыливаем каждый пальчик» - пальцами левой руки массировать поочередно каждый пальчик правой руки от кончиков пальцев к основанию. Затем массировать пальчики левой руки;
- «смываем мыльную пену» - потирающие движения выполняются сложенными ладонями;
- «стряхиваем капельки воды» - потряхивание кистями рук;
- «вытираем руки полотенцем» - мягкие и поглаживающие движения одной рукой другой руки от кончиков пальцев к запястью, затем от запястья и до локтя.
Упражнение «Рисунки на песке».
«Посмотрите, черепаха приготовила для вас сюрприз»
Детям раздаются мешочки, в которых находятся бусинки разных размеров (Большие и маленькие).
«Давайте из больших бусин на столе выложим узор»
Упражнение «узор из бусин»
Дети выбирают только большие бусинки трех определенных цветов и в заданной последовательности выкладывают их на столе.
«Молодцы ребята, наши ручки так старались, теперь позволим им расслабиться. Давайте отдохнем на песке».
Упражнение с песком.(Проводится под музыку «Море»)
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Какой песок на ощупь? (мягкий, гладкий, рассыпчатый…)
- “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как морские волны находят на берег)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- “пройтись” ладошками оставляя на них свои следы,
«Посмотрите черепашка Даша, что то загрустила, как вы думаете, почему она грустит? Черепашка говорит, что пора возвращаться домой,но ей совсем не хочется расставаться с нами. Давайте, слепим из песка друзей для черепахи, таких же, как она. И тогда они все вместе смогут отправиться в море»
«Посмотрите, какой песок у нас есть?
Можно ли из сухого песка что-нибудь построить?
Что нужно сделать, чтобы песок стал мокрым?
Что нам для этого нужно?»
Педагог поливает песок водой из лейки, и каждый ребенок строит из мокрого песка черепаху, прорисовывается панцирь, бусинами выкладываются глаза и улыбка.
«Молодцы ребята, вы сделали отличных друзей для черепашки Даши. И теперь им пора отправляться в море, попрощаемся с ними».